Модернизация образования

           
                     
   

О проекте

Основание реализации проекта:

Поручение Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 г. (протокол № 11, пункт 3).
Цель проекта:

  • Модернизация региональных систем общего образования.

Задачи проекта:

  • повышение заработной платы учителей;
  • обеспечение качественных условий обучения.
  • развитие материально-технической базы школ;
  • решение проблем малокомплектных школ в сельской местности;
  • модернизация базовых школ и создание центров дистанционного образования;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ;
  • комплектование школьных библиотек.

Механизм реализации проекта:

Проект реализовался путем направления средств из федерального бюджета в размере 120 млрд. рублей в 2011-2013 годах (2011 год – 20 млрд. рублей; 2012 год – 60 млрд. рублей; 2013 год – 40 млрд. рублей) в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплексных планов модернизации общего образования субъектов Российской Федерации.

Комплексные планы модернизации общего образования субъектов Российской Федерации включали следующие мероприятия:

  • приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное, компьютерное);
  • приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;
  • приобретение учебников и учебно-наглядных пособий для общеобразовательных учреждений;
  • развитие школьной инфраструктуры (мероприятия, направленные на энергосбережение, выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, в том числе приобретение оборудования для медицинских блоков школьных столовых, оборудование спортивных залов, а также на подготовку помещений под новое оборудование);
  • повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;
  • модернизация базовых общеобразовательных учреждений, путем создания в них центров дистанционного обучения (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов).

 При этом рост заработной платы учителей осуществлялся путем повышения норматива финансирования.

Направление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования осуществлялось с учётом замещения указанных видов расходов, которые направлялись на повышение заработной платы учителей.

В результате замещения, средства субъекта Российской Федерации, предусмотренные им на указанные цели, были направлены в объеме выделенных субсидий на повышение заработной платы учителей общеобразовательных учреждений.

Проект начинался с 1 сентября 2011 года и длился два учебных года (2011/2012 и 2012/2013 гг.). После завершения проекта субъекты Российской Федерации предусматривают в своих расходных обязательствах обеспечение достигнутого уровня финансирования заработной платы учителей.

Оценка эффективности использования субсидии осуществляется исходя из достижения значений следующих показателей:

  • динамика роста средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации, ее соотношение со средней заработной платой по экономике субъекта Российской Федерации;
  • доля школьников (по ступеням), обучающихся в условиях, соответствующих федеральным государственным образовательным стандартам;
  • соотношение количества школьных учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, и общей численности школьных учителей;
  • доля школьных учителей в возрасте до 29 лет от общей численности школьных учителей;
  • доля учителей, привлеченных к участию в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии в условиях реализации соглашения между органами управления образованием и Общероссийским Профсоюзом образования от общей численности учителей.

Значения показателей результативности предоставления субсидий устанавливливались соглашениями между Министерством образования и науки Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии.

Условием предоставления субсидии является утвержденный руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Минобрнауки России комплексный план модернизации общего образования.

Реализация проекта наряду с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы и приоритетным национальным проектом «Образование» на 2011-2013 годы должно обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».